12 декабря, Москва. — Усложнение регуляторных процедур вывода на рынок новых видов удобрений необходимо учитывать на этапе формирования маркетинговых стратегий. Об этом заявила Евгения Попова, руководитель проектов консалтинговой компании «Имплемента», выступая на конференции «МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ И СЫРЬЕ: рынки, производство, логистика».
«Для производителей минеральных удобрений ключевым фактором конкурентоспособности остаются сырьевые предпосылки, а именно цены на газ. Фундаментальный баланс спроса и предложения на рынке указывает на формирование профицита мощностей СПГ, что не предполагает кардинального роста цен в среднесрочной перспективе на региональных рынках», — отметила эксперт.
Говоря о ценах на удобрения, Евгения Попова указала, что они снизились с пиков 2022 года, но остаются выше средних исторических уровней. «Например, в 2025 г. средняя цена карбамида FOB Middle East составляет около 425 долларов за тонну. Волатильность сохраняется из-за сезонности, логистических сбоев и геополитической напряженности».
Отдельное внимание в выступлении было уделено рынку аммиака, спрос на который в традиционных сегментах потребления демонстрирует сдержанный рост на уровне 1–2% в год. «Потенциальным драйвером может стать технология co-firing — совместное сжигание аммиака с углем на ТЭС. Япония и Южная Корея активно развивают это направление. В случае успеха мы увидим существенный рост спроса на низкоуглеродный аммиак», — пояснила руководитель проектов «Имплементы».
В своем выступлении она также подробно остановилась на факторах, влияющих на баланс рынка карбамида, основного азотного удобрения в российском экспорте.
«Со стороны предложения серьезными триггерами являются дефицит газа в странах-экспортерах, запуск новых проектов в России, эскалация конфликтов на Ближнем Востоке, а также ограничения экспорта из Китая. Со стороны спроса, объем и периодичность государственных тендеров в Индии, а также тренд на переход к более эффективным специальным удобрениям», — перечислила Евгения Попова.
Особый акцент был сделан на усложнении вывода новых продуктов на традиционные рынки сбыта удобрений, где с каждым годом появляется все больше регуляторных требований, которые необходимо учитывать уже на этапе маркетинговой стратегии.
«ЕС имеет самое развитое и комплексное законодательство в сфере регулирования оборота химических веществ, требующее продолжительной процедуры их регистрации. В 2020 году появилась необходимость регистрации нанодобавок в составе ввозимых продуктов. А с 2026 года вступает в силу требование на биоразлагаемость полимеров, входящих в состав удобрений, что, в частности, критично для рынка удобрений с контролируемым высвобождением (CRF), которые покрываются полимерной оболочкой. Сами же полимеры также будет необходимо регистрировать в случае принятия REACH 2.0 в будущем году. В то же время на рынке Турции REACH-подобное регулирование в силе с 2017 года, а в Бразилии и Индии аналоги REACH находятся на различных стадиях принятия. Это создает значимые риски сдвига сроков проектов из-за принципа «нет данных – нет рынка» в REACH-подобном законодательстве», – сообщила эксперт.
Она отметила, что выход на рынок со специализированными продуктами требует заблаговременной и сложной процедуры сертификации компонентов, оказывающихся в составе конечной продукции, что создает нетарифные барьеры для производителей.
«Для производителей минеральных удобрений ключевым фактором конкурентоспособности остаются сырьевые предпосылки, а именно цены на газ. Фундаментальный баланс спроса и предложения на рынке указывает на формирование профицита мощностей СПГ, что не предполагает кардинального роста цен в среднесрочной перспективе на региональных рынках», — отметила эксперт.
Говоря о ценах на удобрения, Евгения Попова указала, что они снизились с пиков 2022 года, но остаются выше средних исторических уровней. «Например, в 2025 г. средняя цена карбамида FOB Middle East составляет около 425 долларов за тонну. Волатильность сохраняется из-за сезонности, логистических сбоев и геополитической напряженности».
Отдельное внимание в выступлении было уделено рынку аммиака, спрос на который в традиционных сегментах потребления демонстрирует сдержанный рост на уровне 1–2% в год. «Потенциальным драйвером может стать технология co-firing — совместное сжигание аммиака с углем на ТЭС. Япония и Южная Корея активно развивают это направление. В случае успеха мы увидим существенный рост спроса на низкоуглеродный аммиак», — пояснила руководитель проектов «Имплементы».
В своем выступлении она также подробно остановилась на факторах, влияющих на баланс рынка карбамида, основного азотного удобрения в российском экспорте.
«Со стороны предложения серьезными триггерами являются дефицит газа в странах-экспортерах, запуск новых проектов в России, эскалация конфликтов на Ближнем Востоке, а также ограничения экспорта из Китая. Со стороны спроса, объем и периодичность государственных тендеров в Индии, а также тренд на переход к более эффективным специальным удобрениям», — перечислила Евгения Попова.
Особый акцент был сделан на усложнении вывода новых продуктов на традиционные рынки сбыта удобрений, где с каждым годом появляется все больше регуляторных требований, которые необходимо учитывать уже на этапе маркетинговой стратегии.
«ЕС имеет самое развитое и комплексное законодательство в сфере регулирования оборота химических веществ, требующее продолжительной процедуры их регистрации. В 2020 году появилась необходимость регистрации нанодобавок в составе ввозимых продуктов. А с 2026 года вступает в силу требование на биоразлагаемость полимеров, входящих в состав удобрений, что, в частности, критично для рынка удобрений с контролируемым высвобождением (CRF), которые покрываются полимерной оболочкой. Сами же полимеры также будет необходимо регистрировать в случае принятия REACH 2.0 в будущем году. В то же время на рынке Турции REACH-подобное регулирование в силе с 2017 года, а в Бразилии и Индии аналоги REACH находятся на различных стадиях принятия. Это создает значимые риски сдвига сроков проектов из-за принципа «нет данных – нет рынка» в REACH-подобном законодательстве», – сообщила эксперт.
Она отметила, что выход на рынок со специализированными продуктами требует заблаговременной и сложной процедуры сертификации компонентов, оказывающихся в составе конечной продукции, что создает нетарифные барьеры для производителей.