Если посмотреть на структуру российского автопарка, общая численность которого на сегодняшний день составляет порядка 60 млн транспортных средств, мы видим, что доля газомоторной техники сравнительно невысока.
Оценки по пропан-бутану в различных источниках заметно разнятся, но вполне реалистичной представляется цифра в 4 млн ТС или порядка 5-7% автопарка. КПГ же существенно менее популярен — доля таких ТС составила лишь порядка 0,5%, а грузовики и автобусы на СПГ пока и вовсе выглядят настоящей экзотикой. Таким образом, база остается низкой, а потенциал для дальнейшего роста все еще крайне велик.
Если говорить непосредственно о динамике рынка и том, чего уже удалось достичь, она выглядит достаточно оптимистично. Растет потребление как СУГ, так и метана, однако динамика роста в рамках этих двух сегментов весьма существенно различается. Если рынок СУГ расширяется сравнительно консервативными темпами, даже несмотря на существенную просадку цен в 2022-2023 гг., то метановый сегмент продолжает демонстрировать опережающий рост: с 2014 г. до настоящего момента потребление КПГ и СПГ увеличилось уже почти пятикратно.
Более того, если сопоставить фактически достигнутые результаты с целевыми показателями, которые обозначены в госпрограмме «Развитие энергетики», мы видим, что в 2019-2020 гг. плановые значения даже перевыполнялись, и в настоящее время отрасль от плановых показателей тоже не отходит.
На текущий год в рамках программы установлена цель по достижению объема потребления в 2,7 млрд куб. м природного газа, казавшаяся на момент ее составления весьма амбициозной. К 2025 г. Минэнерго ожидает уже 3,3 млрд куб. м. С учетом текущей динамики, а также ряда фундаментальных факторов, способствующих росту потребления метана на транспорте, эти показатели кажутся уже вполне реалистичными и более чем достижимыми.